15
февраль
2021
Урок-имитация как один из типов мастер-классов в деятельности педагога
Урок-имитация как один из типов мастер-классов
в деятельности педагога.
Огай Наталья Валерьевна,
заместитель директора по профильному
обучению КГУ «Гимназия №130
им.Ильяса Жансугурова»
г.Алматы
Скоро год, как школы в Казахстане, да и во всем мире, перешли на дистанционное обучение. Это новый формат реализации образовательного процесса, который нелегко дается и учителям, и учащимся, и родителям.
Как же провести дистанционный урок в нынешних условиях? Насколько эффективными можно сделать учебные занятия?
Сегодня важной задачей развития педагогического образования становится формирование у учителя не только ИКТ-компетентности, но и нового образа выполнения педагогических действий, основанных на изменении характера взаимоотношений между учителем и учеником.
Каждый учитель хочет иметь подобие учебного класса в интернете, где он будет видеть и слышать каждого ученика, сможет контролировать их, при этом будет объяснять учебный материал, задавать вопросы ученикам. Конечно, формат дистанционного урока будет отличаться от обучения в обычном классе. Все понимают, что смоделировать оффлайн обучение в точности и не получится. К обучению через интернет необходимо адаптироваться, возможности такого обучения есть.
В гимназии №130 г.Алматы с целью повышения активности учителей в использовании разнообразных методов на уроках при дистанционном обучении был проведен вебинар в Zoom на тему «Урок-имитация как один из типов мастер-классов в деятельности педагога». Вебинар включал в себя теоретическую часть, из которой участники узнали о типах мастер-классов, о задачах при их проведении, и практическую.
Здесь, в практической части мастер-класса, участники выполняли роль обучающихся. За основу урока-имитации был взят урок английского языка, показаны несколько активных приемов и методов обучения.
Ход вебинара
1. Вводная часть вебинара. Мастер-класс в педагогике. Типы мастер-классов. (демонстрация экрана, презентация). Мастер-класс (англ. Master- мастер, искусный специалист, class- курс, урок) — оригинальный метод обучения и конкретное занятие по совершенствованию практического мастерства, проводимое специалистом в определённой области творческой деятельности (музыки, изобразительного искусства, литературы, режиссуры, актёрского мастерства, дизайна, а также науки, педагогики и ремесла) для лиц, достигших достаточного уровня профессионализма в этой сфере деятельности (Wikipedia). Мастер-класс в педагогике близок к открытому уроку, он подразумевает активное участие в той или иной форме присутствующей на нём аудитории.
Главная задача МК— передать способы деятельности, будь то приём, метод, методика или технология, а не сообщить или освоить информацию. Часто мастер-класс завершается дискуссией по результатам совместной деятельности выступающего и аудитории.
Выделяют три основных типа педагогических мастер-классов. · Презентация педагогического опыта:
кратко характеризуются основные идеи презентуемой воспитательной или образовательной технологии, демонстрируется наглядный пример работы (в виде урока или внеклассного мероприятия);
обсуждаются с аудиторией проблемы и перспективы в работе педагога (фактически такой мастер-класс является открытым уроком без ограничения по времени его проведения и проводимый в свободной форме).
· Имитационная игра (урок-имитация): педагог проводит учебное занятие со слушателями, которые занимают место учащихся; в этом случае слушатели одновременно играют две роли: учащихся и экспертов, присутствующих на открытом учебном занятии. · Моделирование: участники-учителя выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии урока, предложенной специалистом; специалист, проводящий мастер-класс, выполняет роль консультанта, он только организует самостоятельную деятельность аудитории, а затем участвует в обсуждении авторских моделей, созданных в ходе занятия (этот вариант наиболее близок к классическому мастер-классу).
Если после проведения мероприятия аудитория не учится чему-то новому, это не мастер-класс – это лекция, рассказ, публичное выступление или что-то еще.
Фишка мастер-классов в том, что они завязаны на приобретении определенного навыка.
2. Практическая часть вебинара (учителя-слушатели выступают в роли учащихся и экспертов).
Тема урока-имитации: День Благодарения в Америке (на основе урока английского языка).
Цель:
- совершенствовать навыки детального чтения;
- совершенствовать навыки говорения и диалоговой речи;
- способствовать развитию чувства ответственности, навыков работы во взаимодействии.
Ожидаемые результаты:
В конце урока участники должны…
- знать об истории происхождения американского праздника;
- уметь составлять разные вопросы и вести диалог по теме;
Ход урока-имитации
I. Организационный момент.
1. Позитивный настрой. Формулировка правил работы в группе. Выбор оценщика (в каждой группе – 1).
II. Актуализация знаний. Стадия вызова.
1. Работа с фото (слайд).
Что вы видите на фото?
Что делают люди?
Как вы думаете, что они празднуют?
Вам помогут слова (активная лексика) (слайд).
традиция индейка
праздновать праздник
овощи традиционное блюдо
собираться вместе
О чем мы будем говорить на уроке? Как мы будем это делать?
Чему мы должны сегодня научиться?
2. Формулировка темы и целей урока. (слайд)
3. Работа с таблицей «ЗХУ» (слайд).
Заполнение 1и 2 полей таблицы (индивидуальная работа).
Талица ЗХУ заранее отправлена участникам занятия.
Выборочные ответы по «ЗХУ» таблице (первые 2 поля таблицы).
Тема урока: День Благодарения в Америке.
ФИО ______________________________
З (Знаю) Х (хочу узнать) У (узнал)
III. Формирование новых знаний и их применение. Деление на 4 группы (сессионные залы).
Деление участников вебинара на сессионные залы происходит через настройки Zoom.
1. Чтение текста методом Джигсо (ГР) «День Благодарения в Америке» (каждая группа читает свой абзац текста). Текст заранее отправлен участникам через мессенджер. Учитель посещает сессионные залы по очереди.
День Благодарения в Америке.
Американцы празднуют День Благодарения каждый год в четвертый четверг ноября. Это очень важный праздник для американских семей, которые собираются вместе на длительные выходные – даже если кому-то приходится преодолевать большие расстояния, чтобы добраться до дома. Согласно американской традиции, первый День Благодарения стали праздновать в 1621 году, вскоре после поселения первых европейцев в Северной Америке.
Наиболее распространенное блюдо на День Благодарения в Америке - это запеченная индейка и овощи. По традиции, тот, кому достанется так называемая «кость желания» (wishbone), должен разломать ее и загадать желание. Конечно, не обязательно запекать индейку на День Благодарения. У американцев также популярны омары и крабы.
Помимо праздничного семейного обеда, выходные на День Благодарения посвящены спорту, различным парадам и шопингу. По телевидению показывают футбольные матчи, в том числе и матчи между учебными заведениями (колледжами). В Нью-Йорке торговый центр Мейси устраивает знаменитый парад маскарадных костюмов, который всегда заканчивается встречей с Санта Клаусом. Пятница – традиционно день покупок, так как люди начинают приобретать подарки к Рождеству.
Таким образом, осенние фестивали - это особенные события, когда люди выражают благодарность за изобилие продуктов. Также, День Благодарения - это возможность подумать о людях, которые нуждаются в заботе и помощи. Во многих американских городах волонтеры проводят свои каникулы и выходные, работая на кухнях, которые раздают бесплатную еду беднякам и бездомным.
2. Возвращение из сессионных залов. Рассказ своего абзаца участниками группы.
3. Обратная связь: учитель проверяет понимание текста при помощи вопросов.
Ответить на вопросы:
1) Когда впервые начали праздновать День Благодарения?
2) Какое наиболее распространенное блюдо на День Благодарения?
3) Кто может загадать желание во время праздничного обеда?
4) Где проходит парад Мейси?
5) Как волонтеры помогают нуждающимся людям?
4. Оценивание работы оценщиком группы (оценочный лист).
Оценочный лист Группа_____
№ ФИО Ответ ромашка диалог баллы
на вопр.
1
2
3
4
Максимальный балл: 2 6 2 10
5. Составление вопросов по Ромашке Блума (работа в группе на виртуальной доске Jamboard). Учитель создает доску Jamboard (Google) для каждой группы заранее. Задача для участников: записать вопросы по Ромашке (по прочитанному тексту). Взаимооценивание групп.
6. Диалоги с использованием вопросов Ромашки (ПР). Оценивание по критериям.
Критерии для оценивания диалога
1). Правильная структура предложения и активная лексика. (1 балл)
2). Интонация, произношение. (1 балл)
7. Прослушивание учителем 2 пар.
IV. Подведение итогов.
1). Заполнение 3 столбца таблицы «ЗХУ». Комментарии участников.
2). Озвучивание оценок по листу оценивания. Комментарии оценщика.
V. Рефлексия. Дискуссия по результатам вебинара.
Прием «Чемодан, корзина, мясорубка».
На доске Jamboard нарисованы чемодан, мусорная корзина, мясорубка. Участники используют инструменты виртуальной доски Jamboard. Каждый участник прикрепляет стикер.
1) на «чемодан», если он вынес с занятия что-то, что заберет с собой и будет активно применять.
2) на «корзину», если материал занятия оказался бесполезным, ненужным и можно отправить его в корзину.
3) на «мясорубку», если материал с занятия оказался интересным, но пока не готовым к применению, что нужно еще додумать и доработать.
Таким образом, проведенный вебинар дал возможность учителям гимназии ознакомиться с google - инструментами (Jamboard), инструментами Zoom (деление на сессионные залы) и поучиться их применить на практике. Было очевидным, что использовать такие активные методы обучения как «Вопросы по Ромашке Блума», таблица ЗХУ, чтение в группах методом Джигсо, работа в парах (составление диалога) можно и при дистанционном обучении.
Эффективная модель дистанционного обучения предусматривает активную позицию всех участников педагогического взаимодействия. Веяние времени требует от учителей организации и проведения качественно новых уроков, а также подготовки к реализации активных и интерактивных методов в системе дистанционного обучения.
в деятельности педагога.
Огай Наталья Валерьевна,
заместитель директора по профильному
обучению КГУ «Гимназия №130
им.Ильяса Жансугурова»
г.Алматы
Скоро год, как школы в Казахстане, да и во всем мире, перешли на дистанционное обучение. Это новый формат реализации образовательного процесса, который нелегко дается и учителям, и учащимся, и родителям.
Как же провести дистанционный урок в нынешних условиях? Насколько эффективными можно сделать учебные занятия?
Сегодня важной задачей развития педагогического образования становится формирование у учителя не только ИКТ-компетентности, но и нового образа выполнения педагогических действий, основанных на изменении характера взаимоотношений между учителем и учеником.
Каждый учитель хочет иметь подобие учебного класса в интернете, где он будет видеть и слышать каждого ученика, сможет контролировать их, при этом будет объяснять учебный материал, задавать вопросы ученикам. Конечно, формат дистанционного урока будет отличаться от обучения в обычном классе. Все понимают, что смоделировать оффлайн обучение в точности и не получится. К обучению через интернет необходимо адаптироваться, возможности такого обучения есть.
В гимназии №130 г.Алматы с целью повышения активности учителей в использовании разнообразных методов на уроках при дистанционном обучении был проведен вебинар в Zoom на тему «Урок-имитация как один из типов мастер-классов в деятельности педагога». Вебинар включал в себя теоретическую часть, из которой участники узнали о типах мастер-классов, о задачах при их проведении, и практическую.
Здесь, в практической части мастер-класса, участники выполняли роль обучающихся. За основу урока-имитации был взят урок английского языка, показаны несколько активных приемов и методов обучения.
Ход вебинара
1. Вводная часть вебинара. Мастер-класс в педагогике. Типы мастер-классов. (демонстрация экрана, презентация). Мастер-класс (англ. Master- мастер, искусный специалист, class- курс, урок) — оригинальный метод обучения и конкретное занятие по совершенствованию практического мастерства, проводимое специалистом в определённой области творческой деятельности (музыки, изобразительного искусства, литературы, режиссуры, актёрского мастерства, дизайна, а также науки, педагогики и ремесла) для лиц, достигших достаточного уровня профессионализма в этой сфере деятельности (Wikipedia). Мастер-класс в педагогике близок к открытому уроку, он подразумевает активное участие в той или иной форме присутствующей на нём аудитории.
Главная задача МК— передать способы деятельности, будь то приём, метод, методика или технология, а не сообщить или освоить информацию. Часто мастер-класс завершается дискуссией по результатам совместной деятельности выступающего и аудитории.
Выделяют три основных типа педагогических мастер-классов. · Презентация педагогического опыта:
кратко характеризуются основные идеи презентуемой воспитательной или образовательной технологии, демонстрируется наглядный пример работы (в виде урока или внеклассного мероприятия);
обсуждаются с аудиторией проблемы и перспективы в работе педагога (фактически такой мастер-класс является открытым уроком без ограничения по времени его проведения и проводимый в свободной форме).
· Имитационная игра (урок-имитация): педагог проводит учебное занятие со слушателями, которые занимают место учащихся; в этом случае слушатели одновременно играют две роли: учащихся и экспертов, присутствующих на открытом учебном занятии. · Моделирование: участники-учителя выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии урока, предложенной специалистом; специалист, проводящий мастер-класс, выполняет роль консультанта, он только организует самостоятельную деятельность аудитории, а затем участвует в обсуждении авторских моделей, созданных в ходе занятия (этот вариант наиболее близок к классическому мастер-классу).
Если после проведения мероприятия аудитория не учится чему-то новому, это не мастер-класс – это лекция, рассказ, публичное выступление или что-то еще.
Фишка мастер-классов в том, что они завязаны на приобретении определенного навыка.
2. Практическая часть вебинара (учителя-слушатели выступают в роли учащихся и экспертов).
Тема урока-имитации: День Благодарения в Америке (на основе урока английского языка).
Цель:
- совершенствовать навыки детального чтения;
- совершенствовать навыки говорения и диалоговой речи;
- способствовать развитию чувства ответственности, навыков работы во взаимодействии.
Ожидаемые результаты:
В конце урока участники должны…
- знать об истории происхождения американского праздника;
- уметь составлять разные вопросы и вести диалог по теме;
Ход урока-имитации
I. Организационный момент.
1. Позитивный настрой. Формулировка правил работы в группе. Выбор оценщика (в каждой группе – 1).
II. Актуализация знаний. Стадия вызова.
1. Работа с фото (слайд).
Что вы видите на фото?
Что делают люди?
Как вы думаете, что они празднуют?
Вам помогут слова (активная лексика) (слайд).
традиция индейка
праздновать праздник
овощи традиционное блюдо
собираться вместе
О чем мы будем говорить на уроке? Как мы будем это делать?
Чему мы должны сегодня научиться?
2. Формулировка темы и целей урока. (слайд)
3. Работа с таблицей «ЗХУ» (слайд).
Заполнение 1и 2 полей таблицы (индивидуальная работа).
Талица ЗХУ заранее отправлена участникам занятия.
Выборочные ответы по «ЗХУ» таблице (первые 2 поля таблицы).
Тема урока: День Благодарения в Америке.
ФИО ______________________________
З (Знаю) Х (хочу узнать) У (узнал)
III. Формирование новых знаний и их применение. Деление на 4 группы (сессионные залы).
Деление участников вебинара на сессионные залы происходит через настройки Zoom.
1. Чтение текста методом Джигсо (ГР) «День Благодарения в Америке» (каждая группа читает свой абзац текста). Текст заранее отправлен участникам через мессенджер. Учитель посещает сессионные залы по очереди.
День Благодарения в Америке.
Американцы празднуют День Благодарения каждый год в четвертый четверг ноября. Это очень важный праздник для американских семей, которые собираются вместе на длительные выходные – даже если кому-то приходится преодолевать большие расстояния, чтобы добраться до дома. Согласно американской традиции, первый День Благодарения стали праздновать в 1621 году, вскоре после поселения первых европейцев в Северной Америке.
Наиболее распространенное блюдо на День Благодарения в Америке - это запеченная индейка и овощи. По традиции, тот, кому достанется так называемая «кость желания» (wishbone), должен разломать ее и загадать желание. Конечно, не обязательно запекать индейку на День Благодарения. У американцев также популярны омары и крабы.
Помимо праздничного семейного обеда, выходные на День Благодарения посвящены спорту, различным парадам и шопингу. По телевидению показывают футбольные матчи, в том числе и матчи между учебными заведениями (колледжами). В Нью-Йорке торговый центр Мейси устраивает знаменитый парад маскарадных костюмов, который всегда заканчивается встречей с Санта Клаусом. Пятница – традиционно день покупок, так как люди начинают приобретать подарки к Рождеству.
Таким образом, осенние фестивали - это особенные события, когда люди выражают благодарность за изобилие продуктов. Также, День Благодарения - это возможность подумать о людях, которые нуждаются в заботе и помощи. Во многих американских городах волонтеры проводят свои каникулы и выходные, работая на кухнях, которые раздают бесплатную еду беднякам и бездомным.
2. Возвращение из сессионных залов. Рассказ своего абзаца участниками группы.
3. Обратная связь: учитель проверяет понимание текста при помощи вопросов.
Ответить на вопросы:
1) Когда впервые начали праздновать День Благодарения?
2) Какое наиболее распространенное блюдо на День Благодарения?
3) Кто может загадать желание во время праздничного обеда?
4) Где проходит парад Мейси?
5) Как волонтеры помогают нуждающимся людям?
4. Оценивание работы оценщиком группы (оценочный лист).
Оценочный лист Группа_____
№ ФИО Ответ ромашка диалог баллы
на вопр.
1
2
3
4
Максимальный балл: 2 6 2 10
5. Составление вопросов по Ромашке Блума (работа в группе на виртуальной доске Jamboard). Учитель создает доску Jamboard (Google) для каждой группы заранее. Задача для участников: записать вопросы по Ромашке (по прочитанному тексту). Взаимооценивание групп.
6. Диалоги с использованием вопросов Ромашки (ПР). Оценивание по критериям.
Критерии для оценивания диалога
1). Правильная структура предложения и активная лексика. (1 балл)
2). Интонация, произношение. (1 балл)
7. Прослушивание учителем 2 пар.
IV. Подведение итогов.
1). Заполнение 3 столбца таблицы «ЗХУ». Комментарии участников.
2). Озвучивание оценок по листу оценивания. Комментарии оценщика.
V. Рефлексия. Дискуссия по результатам вебинара.
Прием «Чемодан, корзина, мясорубка».
На доске Jamboard нарисованы чемодан, мусорная корзина, мясорубка. Участники используют инструменты виртуальной доски Jamboard. Каждый участник прикрепляет стикер.
1) на «чемодан», если он вынес с занятия что-то, что заберет с собой и будет активно применять.
2) на «корзину», если материал занятия оказался бесполезным, ненужным и можно отправить его в корзину.
3) на «мясорубку», если материал с занятия оказался интересным, но пока не готовым к применению, что нужно еще додумать и доработать.
Таким образом, проведенный вебинар дал возможность учителям гимназии ознакомиться с google - инструментами (Jamboard), инструментами Zoom (деление на сессионные залы) и поучиться их применить на практике. Было очевидным, что использовать такие активные методы обучения как «Вопросы по Ромашке Блума», таблица ЗХУ, чтение в группах методом Джигсо, работа в парах (составление диалога) можно и при дистанционном обучении.
Эффективная модель дистанционного обучения предусматривает активную позицию всех участников педагогического взаимодействия. Веяние времени требует от учителей организации и проведения качественно новых уроков, а также подготовки к реализации активных и интерактивных методов в системе дистанционного обучения.